На главную
На главную







  Поиск:
  Правовая Россия
Как нам прыгнуть вверх со 120-го места

Председатель Правительства РФ В.В. Путин выдвинул ряд инициатив, направленных на активную модернизацию страны, изменение условий ведения бизнеса в России, создание реально привлекательного инвестиционного климата. Среди них - введение института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, внедрение принципа презумпции добросовестности бизнеса, пересмотр уголовного законодательства на предмет избавления от «рудиментов советского правового мышления», позволяющих переводить хозяйственный спор в уголовную плоскость, а также создание административных судов или аналогичных им структур, сокращение процедурных сроков рассмотрения дел, увеличение сроков обжалования со стороны предпринимателей и расширение сферы применения коллективных исков.

Молодежный союз юристов Российской Федерации поддерживает эти инициативы и готов способствовать их скорейшей реализации, поскольку от этого зависит качество российского бизнеса, а значит, и качество жизни наших сограждан, и, что немаловажно, - степень взаимного доверия общества и власти.

Одним из аспектов деятельности Молодежного Союза Юристов является осуществление мониторинга взаимодействия власти и бизнеса в более чем половине субъектов России. Получаемые нами данные часто свидетельствуют о нарушении принципов законности по отношению к бизнесу на местах как со стороны отдельных чиновников, так и по линии правоохранительных структур. О том, что такая проблема не просто существует, но и выросла до размеров серьезной угрозы государственным интересам, сегодня открыто говорят и правозащитники, и эксперты, и руководители нашей страны. Приводятся и нелицеприятные цифры. Так, В.В. Путин на недавнем инвестфоруме «Россия-2012» сказал о том, что наша страна занимает позорное 120-е в мировом инвестиционном рейтинге. И это при том, что Россия обладает огромным потенциалом для привлечения инвестиций. Для реализации этого богатого потенциала необходимо не только исключить из законодательства положения, позволяющие по поводу и без повода преследовать предпринимателей, но и сделать невозможным давление бюрократии на бизнес, а в некоторых случаях и жестко, по закону, разобраться с теми, кто в угоду корысти наживается на бедах человека дела, создавая тем самым негативный образ власти в глазах бизнес-сообщества не только внутри страны, но и за рубежом.
Исходя из этих задач, а также в целях восстановления доверительных, партнерских отношений между властью и бизнесом, предлагаем пересмотреть заново хотя бы наиболее резонансные хозяйственные дела, в которых пострадавшей стороной стали отечественные предприниматели.
Типичный пример – дело бывшего владельца «Евросети» Евгения Чичваркина, который, по нашему мнению, был вынужден уехать в эмиграцию из-за опасений неправосудных преследований со стороны правоохранительных органов. Как показали события, и, в частности, снятие всех обвинений с Чичваркина, предприниматель оказался прав, предприняв в качестве крайнего шага для своей зашиты фактический побег из страны. Ведь в противном случае добиваться справедливости ему бы пришлось, сидя в СИЗО. Но и добившись своего оправдания, Чичваркин не спешит возвращаться на Родину, поскольку государство не восстановило его права собственности, отказавшись вернуть незаконно изъятую партию сотовых телефонов на десятки миллионов долларов, либо компенсировать эти издержки. Кроме того, Чичваркин опасается мести со стороны правоохранительных органов, поскольку следователи по его делу продолжают работать на своих должностях. Вряд ли широко известные всему предпринимательскому сообществу нюансы этой истории способствуют улучшению инвестклимата в РФ и успехам страны в мировом инвестиционном рейтинге. Очевидно, что в данном случае необходима более глубокая работа над ошибками, чем просто уведомление предпринимателя об отсутствии претензий к нему со стороны следственного департамента МВД РФ.

В том же ряду – дело бывшего руководителя МАИР В. Макушина, который так же, как и Чичваркин, был вынужден уехать из страны из-за преследований правоохранительных органов. В 2008 г. руководство Группы МАИР, занимавшейся производством лаков, красок, переработкой металлов и выплавкой чугуна, приняло решение о займе в Северо-Кавказском отделении Сбербанка РФ на 2,2 млрд. рублей. Но в разгар кризиса 2009 г. Сбербанк потребовал досрочного погашения кредита, чего отечественный товаропроизводитель сделать по объективным причинам не смог. В результате кредитор потребовал передачи под свой контроль всех структур холдинга МАИР. А когда Макушин попытался в законном порядке сопротивляться давлению, против него было возбуждено уголовное дело с последующим объявлением в международный розыск. К слову сказать, власти Республики Кипр, куда уехал предприниматель, отказались выдать его российским следователям, не найдя юридических оснований вины Макушина.
Схожая история произошло с руководителями Группы СОК, которые владели ИжАвто и брали кредиты Сбербанке. В 2008 году этот завод оказался единственным предприятием автопрома, которому не досталось господдержки в рамках борьбы с кризисом. При этом Сбербанк в качестве обеспечения по выданному кредиту получил один из самых современных заводов в отрасли и тут же обвинил прежних владельцев в выводе активов и преднамеренном банкротстве завода, а затем добился возбуждения уголовных дел в отношении менеджмента и собственников Ижавто.
Стоит отметить, что имущественный комплекс Ижавто достался банку абсолютно целым, что позволило впоследствии продать завод АвтоВАЗу и начать уже в этом году без всяких затрат на переоборудование на ижевском заводе сборку моделей РЕНО. Однако топ-менеджеры СОКа так и остались обвиняемыми по уголовному делу и также, как многие другие бизнесмены вынуждены проживать за пределами России не надеясь на объективное рассмотрение своего дела.
Список подобных нелепых историй, которые уродуют российский инвестклимат и вносят разлад в отношения бизнеса и власти, может получится длинным. Подобные примеры найдутся в каждом регионе, в каждом городе. Спору нет: предприниматели в России – тоже не без греха. Недобросовестных бизнесменов, допустивших явные нарушения законов, у нас хватает. Как говорил герой Владимира Высоцкого, такие должны сидеть понятно где. Но речь не о них, а о случаях явного беспредела в преследовании успешных предпринимателей чиновниками, конкурентами и правоохранителями с применением административного ресурса с целью захвата собственности либо коррупции. Именно эта вопиющая проблема и держит Россию на том самом позорном 120-месте в глобальном ннвестрейтинге. Именно она и спутала по рукам и ногам инвестиционную активность бизнеса, который перестал доверять властным структурам.
Горячие головы на волне сигналов об обновлении призывают чуть ли не демонтировать правоохранительную систему, да и всю вертикаль власти, поминают такие черные страницы в новейшей истории российского предпринимательства, как дела юриста Сергея Магнитского и Веры Трифоновой. Общим местом стала и критика властей и всей судебно- правовой системы страны по делу Ходорковского- Лебедева. Однако, как говорит народная мудрость, здесь важно с водой не выплеснуть и ребенка. По сути трагедии со смертями предпринимателей в СИЗО – это проблема реорганизации пенитенциарной системы, за которую российская власть уже принципиально взялась. Особое место в российской системе координат занимает и длящееся годами дело нефтяных магнатов ЮКОСа, которое уже превратилось в инструмент давления на власть ее противников внутри страны и за рубежом. Политический и конъюнктурный оттенок этого и других подобных дел не позволяет мешать их в общий чугунок с той кашей, которую предстоит расхлебывать на кухне, где варится новый подход к инвестиционному климату. Если за фигурантов политизированных дел есть кому заступиться и, что называется, «погнать волну», то десятки и сотни рядовых предпринимателей, успешно работавших на благо страны, но в силу корысти чиновников или обстоятельств кризиса оказавшихся под несправедливым ударом системы, нуждаются в защите и пересмотре своих дел. При этом большинство из них продолжает, как это не странно оставаться патриотами своей страны и не занимает несмотря на несправедливое к ним отношение деструктивной позиции по отношению к действующей власти. Власть в силу нового мышления и подхода к бизнесу должна демонстрировать добрую волю, партнерские принципы, отказавшись от жесткого подхода и обвинительных уклонов в отношении отечественных производителей – тех, кто строит экономику, дает работу людям и платит налоги государству. В этом и есть секрет рывка со 120 –го на более высокое место в мировом рейтинге инвестиционного климата



Copyright © 2001-2008