Правовая реформа в Российской Федерации выявила необходимость осуществления властных полномочий путем реализации населением демократических принципов и методов, одним из которых является представительная демократия, а именно осуществление нормо- и законотворческих функций через своих представителей, депутатов органов власти и управления.
Институт представительства начал бурно развиваться, и в настоящее время имеются достаточные основания сказать о том, что он распространен повсеместно.
В связи с этим возникла необходимость в обеспечении проводимой работы не только с точки зрения материального, технического и организационного обеспечения, для чего в представительных органах создан штат сотрудников, но и даже в большей степени — с точки зрения юридического сопровождения работы депутата и законодательного органа в целом.
С этой целью в органах представительной власти организуются и функционируют юридические отделы, следящие за соответствием законодательству принимаемых органом законов. Данная работа осуществляется достаточно профессионально, но она не может охватить все сферы деятельности депутатов, в которых требуются юридическая оценка и помощь.
Этой задаче, задаче правовой помощи, служит институт, ставящий перед собой цель — юридическое сопровождение всей деятельности депутата. Это — институт общественных помощников депутатов по юридическим вопросам (общественных юридических помощников), развивать и укреплять который ставит перед собой целью Молодежный Союз Юристов.
I. Функции, которые помощник реализовывает в процессе деятельности:
1. Помощь депутату и помощникам по возникающим у них правовым вопросам.
2. Законотворческая, законопроектная и экспертная работа, которая осуществляется в форме:
· экспертизы законопроектов и законов;
· работы над поправками к законам;
· участия в рабочих группах по написанию законопроектов;
· разработки «собственных» законопроектов и проектов постановлений;
· участия в слушаниях, проводимых городскими думами, и заседаниях других органов власти Москвы, Великого Новгорода, Ростова-на-Дону, Владимира, Курска и др.;
3. Оказание юридических консультаций в общественных приемных депутатов.
Вышеперечисленные функции позволяют наиболее полно реализовать возможности помощника, хотя в каждом конкретном случае помощник может быть задействован депутатом лишь по нескольким из перечисленных направлений, то есть в той степени, в которой депутату необходима помощь в настоящее время.
Перспективы:
1. Получение и закрепление уже полученных юридических знаний на практике.
2. Получение юридической практики и опыта работы в органах власти.
3. Возможность показать и зарекомендовать себя как юриста.
4. Возможность профессионального роста, включая работу штатным помощником депутата, участие в работе экспертных групп (в качестве постоянного члена), содействие МСЮ в расширении проекта и направление участников в другие органы власти.
5. Возможность оплачиваемой работы.
II. Законотворческое направление.
Члены Молодежного Союза Юристов на протяжении многих лет входят в рабочие группы по написанию федеральных и местных законопроектов.
Вот перечень части федеральных законов, в разработке которых МСЮ РФ принимал участие: «Об основах государственной молодежной политики в РФ», «Об образовании», «О дополнительном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах культуры», «Об основах туристической деятельности в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», «О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и «Об основах антикоррупционной политики», ФЗ «Основы антикоррупционной деятельности» и т.д.
Члены региональных отделений участвуют также в разработках местных законодательных актов, например: «Об органах опеки и попечительства», «О выборах депутатов в представительные органы местного самоуправления», «Об ипотечном жилищном кредитовании», «О муниципальных землях» и т.д.
|